Kolejka — …или как купить диван в хлебном

Я родился в 86-м в ЭССР, поэтому не помню ни очередей, ни нехватки продуктов. Да и ЭССР, как говорят, была чуть в более выгодном положении, чем остальная — восточная — часть Союза. Про дефицит, очереди я слышал от родителей и об этом рассказывали в учебниках по истории. 

Kolejka (или Очередь) — это игра выпущенная для Института национальной памяти Польши в 2011 году. По сюжету, каждый игрок семья из 5 человек, у которой цель — купить всё указанное в списке покупок.

В свой ход игроки по очереди выставляют по одному члену семьи в очередь в магазин: за хлебом, мебелью, электроникой, продуктами, одеждой или всякой мелочью для дома (туалетная бумага и тп). В конце очереди стоит ещё по спекулянту. Тут-то и начинается «симуляция» дефицита: открывается 2-3 случайные карты товаров и получается, что, например, сегодня завезли только продукты и мебель — остальные люди должны стоять в очереди и ждать, когда же приедут машины в другие магазины. Для полной «остроты» ощущений, товар привозят в разных количествах, так что достаётся не всем.

pic2247519
День изобилия — продукты есть везде

Но, чтобы у каждого был шанс получить хоть что-то, у игроков на руках есть карты, которые можно разыграть в свой ход. Тут есть и «Магазин закрыт на учёт» и ничего не продаётся, и «Я мама с грудным ребёнком» — отличная возможность протиснуться в первые ряды, и, моя любимая карта, «Вас здесь не стояло!». Если у кого-то есть карта «Знакомого в магазине», то ему продадут из-под прилавка ещё до открытия магазина.

Карты действий
Карты действий. Фото: carthaginian@BGG

После получения (или не получения) товаров каждый игрок может выйти из очереди и потом поставить себя в конец другой, даже если ему этот другой товар особо не нужен. Есть и возможность бартера со спекулянтом: он с удовольствием поменяет 2 товара игрока на 1 свой.

Когда завозить грузовиками уже нечего, игроки сравнивают, кто ближе всего к завершению своего покупного списка. Может, случиться и так, что кто-то успеет купить всё раньше — тогда победитель он.

Слабо купить: 4 платья, 3 туалетные бумаги, 2 еды и утюг за неделю? Фото: idzi_k@BGG
Слабо купить: 4 платья, 3 туалетные бумаги, 2 еды и утюг за неделю? Фото: idzi_k@BGG

Я не скажу, что эта игра вносит что-то новое в мир настольных игр, но я бы хотел отметить, что это одна из немногих игр, в которой есть долька истории, памяти. Она не будет появляться на столе часто, но иногда будет желание потолкаться в очередях, подвигать друзей в конец очереди. Если не воспринимать игру серьёзно, то это очень неплохая игра с расстановкой своих рабочих и с возможностью навредить другим игрокам. В прошлой игре, например, из всего списка я успел получить только 1 штаны и 3 ненужных мне стула, зато мне было весело играть. Кажется, чтобы получить всё нужна огромная удача.
Единственное, что мне в игре слегка не нравится, это оформление карт — уж больно они неприятные моему глазу.
Наверное, я бы не отказался иметь копию игры у себя на полке, но она была для меня чем-то особенным, коллекционным. Это, конечно, не значит, что она бы не игралась — она была отличной игрой для начинающих знакомиться с миром игр: относительно простая и с очень необычной темой.


Недавно на tesera.ru появилась новость о том, что в России игру локализовали и её уже можно приобрести в интернете. Новость вызвала довольно бурную, на мой взгляд, дискуссию о тематике этой игры.

Помимо новой русской версии, немцы обещали также издать игру, так что, скорее всего, будет шанс получить её и в Европе.

У игры есть дополнение «Ogonek«, где добавляется водка, которой можно подкупать спекулянтов и где каждый ход тянется карта событий — например, «Комендантский час» и все, стоящие в очереди уходят домой и выстраиваются по новой.

Илья и Алина сделали отличный сюжет про игру в Boardgame Blender от 17 октября 2015 на Youtube.

Оставьте комментарий